Великая красота: уроки прекрасного от великих ученых

23313200270_f6876beac3_z

Лев Николаевич Толстой в эссе «Что такое искусство?» писал: при всех горах книг, написанных самыми учеными и глубокомысленными людьми, вопрос о том, что такое красота, «до сих пор остается совершенно открытым».

Логично заключить, что с тех пор вопрос не только не закрылся, а, напротив, раздался вширь и вглубь. Но новая эпоха давно покончила с закрытием вопросов и совершенно остыла к разграничению чего-либо по принципу «черное/белое» (или красивое/некрасивое).

Грубо говоря, искусствоведение вступило в фазу «протестантизма», где каждый получил право быть проповедником и иметь свое мнение на то, что считать красотой, а что — нет.

И пока тонкие натуры погрязают в разночтениях на этот счет, народ, как никогда в истории, жаждет красоты на каждом шагу. Красоты, которая бы просто и недвусмысленно радовала глаз.

На фоне этих высоких эстетических требований ко всему окружающему всплыл интерес к старым книгам по естествознанию, где даже такой далекий от эстетики предмет, как наука, умели преподносить в невероятно прекрасных формах.

Возьмем книгу 1854 года с такими иллюстрациями Уильяма Шарпа:

06-william-sharp-victoria-regia-water-lily

А это уже собственноручные гравюры самого Эрнста Геккеля из его книги «Красота форм в природе» (1899 г.):

30561417235_9327894efe_b

Кстати, изящество иллюстраций, выполненных Геккелем для книги, потрясло современную ему творческую элиту, что самым серьезным образом повлияло на искусство и архитектуру начала XX века.

А вот иллюстрация из «Ботанического журнала» за 1826 год, который издается до сих пор:

34438922023_d5eeb614bd_z

Еще больше прекрасной науки и, в частности, естествознания, можно обнаружить на странице Flickr Библиотеки литературного наследия по биоразнообразию (Biodiversity Heritage Library).

Поделиться