Гамелан — инструмент для гипноза, триллеров и подготовки к реинкарнации

  • Оркестр гамелан. Остров Ява. 1921 г. Фото из Большой советской энциклопедии

    Оркестр гамелан. Остров Ява. 1921 г. Фото из Большой советской энциклопедии

  • gamelatron2
  • На панели можно выбрать определенную песню

    На панели можно выбрать определенную песню

  • gamelatron4
  • gamelatron5
  • gamelatron6
  • gamelatron7

Гамеланг – как море – без начала,
Гамеланг – как ветер – без конца.
Стройная яванка танцевала,
Не меняя бледного лица.

Так писал об этом жутковатом инструменте Константин Бальмонт в 1912 году, вернувшись из заморского путешествия, и его современникам пришлось поверить ему на слово. Через сто с лишним лет мы же можем сами убедиться в том, что стройной яванке было, отчего бледнеть. Ибо при звуках этого инструмента кровь стынет в жилах, а в памяти встают все просмотренные в жизни фильмы ужасов. С заброшенным луна-парком, пробегающими девочками и клоунами-маньяками.

В действительности, гамелан – это не совсем инструмент, это традиционный индонезийский оркестр, состоящий из ударных музыкальных инструментов общим числом от 10 до 25 и использовавшийся для вполне ординарных целей – шествий, торжественных церемоний и выступлений народного театра.

Тем не менее, для западного человека звучание гамелана стало настоящим потрясением, оправиться от которого он не может до сих пор. Поколения музыкантов от Клода Дебюсси до Джона Кейджа использовали в своих произведениях музыкальный строй гамелана, стремясь передать его неземное, гипнотическое звучание.

В XX веке за пределами Индонезии стали появляться академические гамеланы, собранные на основе деревенской традиции. Последним достижением в этом направлении стал гамелатрон – электрический гамелан, созданный около месяца назад Аароном Тейлором Куффнером.

По большому счету гамелатрон работает по принципу музыкального автомата. На специальной панели можно выбрать одну из 10 музыкальных композиций, длиной от 5 до 30 минут, написанных самим Куффнером к открытию электрического гамелана для широкой публики.

По словам создателя гамелатрона, он пытался поместить гамелан в другой контекст, чтобы обновить и популяризировать древний инструмент не только на Западе, но и в самой Индонезии, где гамелан давно воспринимается как пережиток прошлого. Установленный в бывшем складском помещении в Нью-Йорке и оснащенный ультрасовременными технологиями, гамелатрон оживляет угасающую музыкальную традицию и, попав в контекст современного Нью-Йорка, создает для жителя мегаполиса новую звуковую среду, где можно предаться размышлениям и просто отдохнуть.

Фото и видео: hyperallergic.com

Поделиться