Феномен Брейгелей

Ян Брейгель Младший. «Флора в пейзаже»
Ян Брейгель Младший. «Флора в пейзаже»

Выставка «Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза» открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В экспозиции представлены 29 живописных работ фламандских художников — представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их последователей.

В главном здании музея выставлены произведения сыновей Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким: Питера Брейгеля Младшего (получившего прозвище Адский) и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), а также его внука Яна Брейгеля Младшего. Труднодоступные для широкого зрителя сокровища частного собрания демонстрируются рядом с работами этих мастеров из постоянной экспозиции ГМИИ.

Значительная часть произведений династии Брейгелей сегодня находится в музейных собраниях. Работы Питера Брейгеля Старшего после его смерти попали в коллекцию чудаковатого императора Священной Римской Империи Рудольфа II, а после различных политических перипетий в середине XVII века оказались в собрании австрийских императоров. Крупнейшим собранием его живописных работ располагает столица Австрии. В России его произведений нет.

Со временем ажиотаж вокруг этой фламандской фамилии поутих, и только в XIX-XX веках состоялось их новое «открытие». Катализатором всплеска интереса коллекционеров к работам и художественному наследию Брейгелей послужила выставка 1934 года в Амстердаме. С этих пор ценители искусства спорят за покупку картин знаменитой семьи на аукционах.

Ян Брейгель Младший. «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры»
Ян Брейгель Младший. «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры»

Коллекция Константина Мауергауза сложилась сравнительно недавно, но, по мнению специалистов, включает произведения Брейгелей такого качества и тематического разнообразия, которые делают ее одной из лучших в Голландии. Она собрана путем закупок за рубежом, а главный конкурент Мауергауза в праве обладания полотнами фламандских мастеров — французский бизнесмен Бернар Арно, владелец контрольного пакета компании LVMH, большой почитатель творчества Брейгелей.

Родоначальник династии Питер Брейгель Старший умер в 1569 году сравнительно молодым, не дожив до 45 лет, и обрел славу уже после смерти. Сыновья художника, видя, что спрос на работы мастера растет, а самих живописных произведений немного, решили продолжить дело отца. Они создавали произведения в его манере, при этом каждый сохранял яркую индивидуальность.

Ян Брейгель Старший. «Обезьяний пир (Шалости обезьян)»
Ян Брейгель Старший. «Обезьяний пир (Шалости обезьян)»

Один из сыновей, Питер Брейгель Младший, стал представителем массовой культуры: его многочисленные работы адресованы широкому зрителю. Для них характерны морально-назидательная направленность, внимание к деталям и интерес к обыденным проявлениям человеческой жизни. Художник на холсте описывал жизнь деревенских и городских мастеров, природу своей страны.

В ГМИИ выставлены эталонные «Бобовый король (Король пьет!)», «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)» и «Проповедь Св. Иоанна Крестителя в пустыне», выполненные на дубовых досках.

Другой сын, Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным из-за «бархатной» цветовой гаммы своих работ, наоборот, писал картины для знатоков и ценителей искусства. Это небольшие по размеру, тщательно выписанные произведения. Он считается одним из создателей и самым ярким представителем изысканного стиля миниатюрной живописи. Кроме того, художник знаменит своими детальными изображениями цветов. На выставке в Пушкинском музее представлены его «Большой букет» и «Обезьяний пир (Шалости обезьян)».

Ян Ван Кессель Старший. «Волк, олень и овечка»
Ян Ван Кессель Старший. «Волк, олень и овечка»

Внук основателя династии, Ян Брейгель Младший, продолжил развивать традиции рафинированной «кабинетной» живописи, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. При этом уровень мастерства Яна Брейгеля Младшего так высок, что исследователи зачастую затрудняются разграничить авторство отца и сына. Лучше всего художнику удавались крупные пейзажи. Примером тому служит «Деревенский пейзаж с колодцем», выполненный совместно с Йосом Де Момпером Младшим, представленный в ГМИИ.

В состав выставки также вошли работы Яна Ван Кесселя Старшего («Волк, олень и овечка», «Лев и вепрь», «Медведь и пчелы») и пейзажи Йоса (Иоссе) Де Момпера Младшего, которые стали предтечей европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.

Питер Брейгель Младший. «Иоанн Креститель проповедует перед народом»
Питер Брейгель Младший. «Иоанн Креститель проповедует перед народом»

Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний (среди них «Весна. Работа в саду» Питера Брейгеля Младшего и «Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего). В состав экспозиции включены небольшая картина круглой формы «Сбор яблок», созданная Яном Брейгелем Младшим, и натюрморт кисти Яна Ван Кесселя Старшего «Цветы в стеклянной бутыли».

Познакомиться с творчеством ярчайших представителей фламандской школы XVII века можно до 28 июня.

Источник: Lenta.ru
Поделиться

Добавить комментарий